26 апреля во всех странах мира отмечается Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф.
В этот день в 1986 году произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС). Это крупнейшая техногенная катастрофа ХХ века по масштабам ущерба и последствиям.
Авария на ЧАЭС так или иначе затронула жизнь миллионов людей. Почти 8,4 миллиона человек в Белоруссии, России, Украине подверглись воздействию радиации, сотни тысяч из них были эвакуированы с загрязненных территорий.
К работам по ликвидации последствий аварии были привлечены 600 тысяч граждан СССР (по некоторым оценкам до 800 тысяч человек, включая большое количество военных), в том числе — 200 тысяч из России. Они непосредственно участвовали в создании “Укрытия” над разрушенным четвертым блоком, в дезактивации площадки ЧАЭС и других блоков, в работах в чернобыльской зоне отчуждения и временного отселения, в строительстве города Славутич и т.п.
Участники ликвидации последствий аварии, рискуя жизнью и здоровьем, выполняли свой долг и предотвратили распространение губительных радиоактивных выбросов.
Одним из таких героев был родной брат ведущего специалиста отдела реагирования служб Марины Гусевой – Алышев Александр Васильевич 1959 года рождения.
Александр жил в городе Молодогвардейске, Луганской области. Был потомственным шахтером, служил в Афганистане. В год, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС он работал на шахте специалистом-спасателем по разбору завалов. «В то время были взрывы метана на шахтах, и они спасали тех, кто оказывался под завалами. – говорит Марина Гусева, – И возможно, именно поэтому его и мобилизовали на ЧАЭС, так как он был специалистом. Никаких подробностей о работах там он не рассказывал. Думаю, хотел оградить меня от возможных психологических потрясений. Я знаю лишь, что он попал именно в ту волну, когда необходимо было разбирать завалы на разрушенном энергоблоке».
Брат Марины рассказал лишь, что к работам в зоне отчуждения привлекали только тех, у кого уже имелись дети. Молодых ребят без детей старались не брать, чтобы не калечить их будущее, чтобы у них было здоровое поколение.
Впоследствии Александра направляли на обследование в центр крови в Москву. «Потому что он кашлял с кровью. Его раза 2 или 3 направляли. Лежал. Лечился. В 1991 году, когда Украина отделилась от России, он уже перестал ездить. Я уже не знаю, направляли ли его куда-то в Украине или нет» – рассказывает Марина Гусева. Несмотря на полученное облучение, Александр прожил до 2010 года.
Конечно же среди родственников работников ГКУ “Система 112” есть и другие ликвидаторы. Однако, будучи в полном здравии, они пожелали остаться неизвестными.
В те годы, когда произошла авария и велись работы по ликвидации ее последствий, о многих вещах умалчивали, о многом нельзя было распространяться. Да и сами люди зачастую не хотели рассказывать о страшных событиях тех дней, которые им пришлось пережить.
Все, что происходило на Чернобыльской АЭС на самом деле, останется лишь в памяти людей, которые находились там и тогда будучи участниками тех событий.
Ни в день аварии, не многими годами ранее, люди не осознавали опасности радиации. Только после аварии на ЧАЭС все всерьез задумались о новых стандартах безопасности.
Ликвидаторы ЧАЭС совершили истинный подвиг перед человечеством! Они проявили мужество и стойкость, защитив людей от радиационной угрозы.